учитель-логопед
Мастер-класс по изготовлению и применению в работе педагогов ДОО интеллектуальных карт
План проведения:
1.Знакомство с интеллектуальными картами.
2.Преимущества использования.
3.Основные принципы составления карт.
4.Совместное изготовление интеллектуальных карт.
1.Знакомство с интеллектуальными картами.
Выполняя требования ФГОС по качеству образовательного процесса педагоги ДОО ведут работу по тематическим неделям.Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные, так и глаголы, предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки, проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект-карты по лексической теме. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, вспоминают изученное. Также пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2.Преимущества использования.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты.Информация на интеллект-карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается: 1)наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
2)привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
3)запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается; 4)своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
5)творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи; возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
3.Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
⦁ В центре страницы пишется и обводится главная идея (тема).
⦁ Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
⦁ Добавляются символы и иллюстрации.
⦁ Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
⦁ При построении карты лист бумаги располагается горизонтально.
Опорные вопросы
Уровни Вопросы
6 Ориентированный на будущее Куда дальше?
5 Оценочный Что правильно, а что нет?
4 Воображаемый Что было бы, если бы?
3 Субъективный Что я чувствую, что я знаю?
2 Причинный Почему, кто, как, что делает?
1 Описательный Кто, как, что, где, когда?
4.Изготовление интеллектуальных карт
учитель-логопед
Использование природного материала в работе с детьми с ОВЗ.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои мысли и тут ему на помощь приходят игры с песком. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Незатейливые упражнения с песком обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Частичный перенос занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное— речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
1.Пескотерапия
Задачи пескотерапии:
- Развить тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику;
- Снять мышечную напряженность;
- Расширить словарный запас;
- Развить лексико-грамматические представления и связную речь;
- Развить фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
Игры на развитие мелкой моторики:
- «Следы на песке» - идут медвежата, прыгают зайчата ( по очереди пальцы, затем 2, 3-мя пальцами), ползут змейки (след от змеи рукой), едут машинки, санки (ребро, ладонь)
Игры на снятие мышечной напряженности и развитие тактильно-кинетической чувствительности:
- «Песочный дождь» - педагог сыплет песок на пальцы ребенка, ребенок называет палец, затем меняются местами
- «Спрячемся от дождика» - ребенок закрывает глаза, ладонь лежит на песке, открывает глаза, когда педагог сыплет песок
Игры на развитие фонематических процессов:
- «Поймай звук» - хлопнуть по песку, когда услышишь звук
- «Подари Соне и Шуре» - в песке фигурки девочек, нужно нарисовать предметы с заданными звуками
- «3 команды» - разделить предметы по местоположению звука в слове (начало, середина, конец)
- «Мой город» - найти фигурки с заданным звуком, построить из них город, составить рассказ
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи:
- «Чего не стало?» - на песке рисуются предметы, затем некоторые стираются
- «Я делал – я сделал» - пряча в песке фигурки, ребенок проговаривает свои действия ( я закапываю, я закопал и т.д.)
Игры на развитие связной речи:
- «Дорисуй картинку и составь предложение»
- «Начни предложение»
- «Две игрушки» - ребенок рисует две игрушки (мяч и шар), составляет диалог от имени этих предметов (шар: я круглый, мяч: я тоже и т.д.)
Игры на развитие графических навыков:
- «Что спрятано?» - педагог точками рисует, ребенок заканчивает
- «Волшебное превращение» (круг – солнце – мяч и т.д.)
- «Тир» - по линии попасть в яблоко или соединить предметы дорожками
- «Узоры на песке»
- Письмо букв пальцами, палочкой и пр.
Актуальность использования природного материала для массажа и самомассажа :
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму.
Для коррекции мелкой моторики рук используется экологически чистый дидактический материал, которым богата природа. Его преимущество в том, что он доступен и не требует материальных затрат и вызывает активный интерес у детей.
Подобные игры имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. При взаимодействии с природным материалом стабилизируется эмоциональное состояние. Развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности положительно влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти. С развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
2.Массаж природным материалом (грецкие орехи, шишки, фундук, крупа, перья)
- Покрути шишку между ладонями по кругу в разных направлениях(2-3 мин)
- Покатай шишку – вращать шишку между ладонями (1-3 мин)
- Поймай шишку (2 мин)
- Построй из шишек геометрическую фигуру, звездочку, животное и т.д.
- Зажми грецкий орех между пальцами. Между ладонями, сжатыми в кулак
- Пересыпь орешки (фундук) из одной руки в другую
- Водить ладонями вперед-назад, по кругу по рассыпанным на подносе орехам, гороху, фасоли (можно тыльной стороной ладони)
- Сжать в кулачки зернышки, гречку, рис, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в миске, найти предмет в крупе
- «Ласковое перышко» - водить пером по поверхности ладони, по пальцам (3 мин)
Тайзитдинова Елена Анатольевна,
учитель-логопед