Вторник, 17.07.2018, 16:33

ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Безенчук,

структурное подразделение 

"детский сад "Тополёк"

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость



Тайзитдинова Елена Анатольевна
Правильно ли говорит ваш ребенок?
Недочеты в грамматическом оформлении речи в логопедии называются аграмматизмами. Необходимо различать истинные аграмматизмы, причиной которых является несовершенство речевого развития ребенка, и возрастные, обусловленные особенностями становления языковой системы ребенка, т.е. ошибки роста.
 
                                                                               
 
Задание 1
Начинаем обследование грамматического строя речи с составления предложений по картинкам.
Попросите ребенка рассмотреть подряд картинки и рассказать Вам, что на них нарисовано. Если ребенок отвлекается, рекомендуется показывать ему по одной картинке.
 
Трудности и алгоритм дальнейших действий:
* Ребенок не смог составить рассказ самостоятельно - Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у Вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется консультация логопеда.
* Ребенок только перечислил предметы на картинках и составлял очень короткие предложения - Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда.
* Ребенок допускает ошибки грамматического характера - Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что проблемы серьезные и Вашему ребенку требуется срочная консультация логопеда.
Задание 2
Попросите ребенка рассмотреть все картинки и поиграть в игру "Жадина". Можно предварительно рассказать сказку о том, что когда-то далеко-далеко жил на свете жадный мальчик (жадная девочка), который не любил ни с кем делиться. Что ни увидит , обо всем говорит "моё". попросите ребенка изобразить этого жадину и ответить Вам, о каких предметах, нарисованных на картинках, этот мальчик ( девочка) сказали бы"мой", о каких "моя", "моё"или "мои".
Другой вариант - игра "Добрый мальчик (девочка)". Попросите ребенка разделить предметы, нарисованные на картинке, между Вами. Например: "мое солнце", "твой мишка"и т.д.
Если ребенок отвлекается, рекомендуется показывать ему по одной картинке.
Задание 3
Попросите ребенка рассмотреть картинки и ответить на вопроc:"Где лежат карандаши?"(В коробке, на коробке, за коробкой, перед коробкой.) Если он затрудняется правильно ответить по картинке, вы можете смоделировать данную ситуацию на реальной коробке карандашей и опять перейти к картинкам.
Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги. Если малыш сразу не понимает, что от него требуется, вы можете помочь ему с помощью наводящих вопросов.
 
Трудности и алгоритм дальнейших действий:
* Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок; сделал больше 3 ошибок и исправил их только после того, как Вы обратили его внимание на эти ошибки; ребенок неправильно использует падежные окончания имен существительных; ребенок неправильно произносит предлоги или заменяет одни предоги на другие, не подходящие по смыслу - Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у Вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочная консультация логопеда.
* Ребенок ошибается при согласовании с именами существительными среднего рода (солнце, окно,яблоко) или множественного числа (брюки,очки, ножницы)- Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и , кроме того, у него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду.
* Ребенок не знает некоторых предлогов - Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть другие речевые недастатки,лучше обратиться за консультацией к логопеду.
Задание 4
Попросите ребенка изменить слова по образцу. Вам предлагается две серии заданий:А и Б. В серии Апредставлен материал по словоизменению, в серии Б- по словообразованию.
А. измени слова по образцуБ. измени слова по образцу
Карандаш - карандаши Тигр-тигрица-тигренок-тигрята 
Шкаф - Волк -
Стол - Лев -
Нос - Слон -
Компьютер - 
Дерево - деревья Стул - стульчик
Крыло - Суп -
Перо - Диван - 
Стул - Барабан - 
Лист -
Лоб - лбы Учить - учитеть
Рот - Строить -
Лев - Водить - 
Палец - Хранить -
Пловец -
Вы поставили плюсы по всем пунктам? Поздравляю,переходите к разделу Обследование фонематического восприятия.
Вы не смогли поставитьплюсы по всем пунктам? Не унывайте, пользуясь следующими советами, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Трудности и алгоритм дальнейших действий:
* Ребенок не мог понять, что от него требуется - Попробуйте поиграть с ребенком в слова. Если возникли трудности, обратитесь за консультацией к логопеду.
* Ребенок смог самостоятельно изменять слова только после изучения 3-3 примеров; ребенок сделал больше трех ошибок в каждой серии заданий и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки - Возможно, что у вашего ребенка отмечаются и другие недостатки в развитии речи. Обратитесь за консультацией к логопеду.
 
Задание 4
Попросите ребенка изменить слова по образцу. Вам предлагается две серии заданий:А и Б. В серии Апредставлен материал по словоизменению, в серии Б- по словообразованию.
А. измени слова по образцуБ. измени слова по образцу
Карандаш - карандаши Тигр-тигрица-тигренок-тигрята 
Шкаф -                             Волк -
Стол -                             Лев -
Нос -                                Слон -
Компьютер - 
Дерево - деревья Стул - стульчик
Крыло - Суп -
Перо - Диван - 
Стул - Барабан - 
Лист -
Лоб - лбы                           Учить - учитель
Рот -                                   Строить -
Лев -                                    Водить - 
Палец -                                Хранить -
 
Трудности и алгоритм дальнейших действий:
* Ребенок не мог понять, что от него требуется - Попробуйте поиграть с ребенком в слова. Если возникли трудности, обратитесь за консультацией к логопеду.
* Ребенок смог самостоятельно изменять слова только после изучения 3-3 примеров; ребенок сделал больше трех ошибок в каждой серии заданий и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки - Возможно, что у вашего ребенка отмечаются и другие недостатки в развитии речи. Обратитесь за консультацией к логопеду.
                                                                                             Учитель-логопед Тайзитдинова Е.А.
 
Тайзитдинова Елена Анатольевна,
учитель-логопед
 
 

Мастер-класс по изготовлению и применению в работе педагогов ДОО интеллектуальных карт

 

План проведения:
1.Знакомство с интеллектуальными картами.
2.Преимущества использования.
3.Основные принципы составления карт.
4.Совместное изготовление интеллектуальных карт.

1.Знакомство с интеллектуальными картами.
Выполняя требования ФГОС по качеству образовательного процесса педагоги ДОО ведут работу по тематическим неделям.Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
 
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные, так и глаголы, предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки, проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект-карты по лексической теме. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, вспоминают изученное. Также пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2.Преимущества использования.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты.Информация на интеллект-карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом» 
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. 
Результативность применения метода интеллект-карт достигается: 1)наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом; 
2)привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно; 
3)запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается; 4)своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; 
5)творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи; возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. 

3.Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

⦁    В центре страницы пишется и обводится главная идея (тема).
⦁    Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
⦁    Добавляются символы и иллюстрации.
⦁    Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
⦁    При построении карты лист бумаги располагается горизонтально.

 

Опорные вопросы
Уровни    Вопросы    
6    Ориентированный на будущее    Куда дальше?
5    Оценочный    Что правильно, а что нет?
4    Воображаемый    Что было бы, если бы?
3    Субъективный    Что я чувствую, что я знаю?
2    Причинный    Почему, кто, как, что делает?
1    Описательный    Кто, как, что, где, когда?

  4.Изготовление интеллектуальных карт

Тайзитдинова Елена Анатольевна,
учитель-логопед

Использование природного материала в работе с детьми с ОВЗ.

 

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои мысли и тут ему на помощь приходят игры с песком. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

           Незатейливые упражнения с песком обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

            А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

           Частичный перенос занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное— речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

 

 

1.Пескотерапия

 

Задачи пескотерапии:

 

  1. Развить тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику;
  2. Снять мышечную напряженность;
  3. Расширить словарный запас;
  4. Развить лексико-грамматические представления и связную речь;
  5. Развить фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
  6. Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

 

 Игры на развитие мелкой моторики:

  • «Следы на песке» - идут медвежата, прыгают зайчата ( по очереди пальцы, затем 2, 3-мя пальцами), ползут змейки (след от змеи рукой), едут машинки, санки (ребро, ладонь)

 

Игры на снятие мышечной напряженности и развитие тактильно-кинетической чувствительности:

  • «Песочный дождь» - педагог сыплет песок на пальцы ребенка, ребенок называет палец, затем меняются местами
  • «Спрячемся от дождика» - ребенок закрывает глаза, ладонь лежит на песке, открывает глаза, когда педагог сыплет песок

 

Игры на развитие фонематических процессов:

  • «Поймай звук» - хлопнуть по песку, когда услышишь звук
  • «Подари Соне и Шуре» - в песке фигурки девочек, нужно нарисовать предметы с заданными звуками
  • «3 команды» - разделить предметы по местоположению звука в слове (начало, середина, конец)
  • «Мой город» - найти фигурки с заданным звуком, построить из них город, составить рассказ

 

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи:

  • «Чего не стало?» - на песке рисуются предметы, затем  некоторые стираются
  • «Я делал – я сделал» - пряча в песке фигурки, ребенок проговаривает свои действия ( я закапываю, я закопал и т.д.)

 

Игры на развитие связной речи:

  • «Дорисуй картинку и составь предложение»
  • «Начни предложение»
  • «Две игрушки» - ребенок рисует две игрушки (мяч и шар), составляет диалог от имени этих предметов (шар: я круглый, мяч: я тоже и т.д.)

 

Игры на развитие графических навыков:

  • «Что спрятано?» - педагог точками рисует, ребенок заканчивает
  • «Волшебное превращение» (круг – солнце – мяч и т.д.)
  • «Тир» - по линии попасть в яблоко или соединить предметы дорожками
  • «Узоры на песке»
  • Письмо букв пальцами, палочкой и пр.

 

 

Актуальность использования природного материала для массажа и самомассажа :

 

 

          Тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму.

 

        Для коррекции мелкой моторики рук используется экологически чистый дидактический материал, которым богата природа. Его преимущество в том, что он доступен и не требует материальных затрат и вызывает активный интерес у детей.

        

         Подобные игры имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. При взаимодействии с  природным материалом стабилизируется эмоциональное состояние. Развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности положительно влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти. С развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

 

 

 

2.Массаж природным материалом (грецкие орехи, шишки, фундук, крупа, перья)

  • Покрути шишку между ладонями по кругу в разных направлениях(2-3 мин)
  • Покатай шишку – вращать шишку между ладонями (1-3 мин)
  • Поймай шишку (2 мин)
  • Построй из шишек геометрическую фигуру, звездочку, животное и т.д.
  • Зажми грецкий орех между пальцами. Между ладонями, сжатыми в кулак
  • Пересыпь орешки (фундук) из одной руки в другую
  • Водить ладонями вперед-назад, по кругу по рассыпанным на подносе орехам, гороху, фасоли (можно тыльной стороной ладони)
  • Сжать в кулачки зернышки, гречку, рис, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в миске, найти предмет в крупе
  • «Ласковое перышко» - водить пером по поверхности ладони, по пальцам (3 мин)

 

Тайзитдинова Елена Анатольевна,
учитель-логопед

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2018 | Создать бесплатный сайт с uCoz